Рекомендации учителям

Что нужно знать учителю,

чтобы  преодолеть трудности адаптации пятиклассников

Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа.

Первый – время эйфории. Ребята попадают в новое учебное заведение. Все испытывают прилив новых сил. Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта. И даже если у кого-то что-то не задается, многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимает новые задачи и требования, предъявляемые школой.

Период эйфории длится первые две-три недели. А дальше позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. Накатывает рутина повседневности,  запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Поэтому предпочтительнее  в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки.

Второй этап растягивается тоже на две-три недели. А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель уже представляет, какой у него класс. Прошли первые собрания, установились некоторые контакты с родителями. Обычно адаптационный период завершается где-то к концу октября - ноября. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо помнить, что все это является признаками общей школьной дезадаптации.

Успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Безусловно, это сделать непросто. Задача облегчается, если учитель выделит среди учеников нового класса отдельные группы. Например, по типу мотивации: ребята с высокой, средней и низкой мотивацией.
Правда, высокая мотивация тоже бывает разной: познавательная и социальная. Кому-то интересно учиться, а кому-то получать отличные оценки. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность. Таким ученикам надо, прежде всего, помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен.  Другая ситуация, когда ребенку все дается легко. Часто такие дети нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим. Середнячкам новые условия дают возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования и совершить прорыв и показать себя с лучшей стороны. Задача педагога: подвести ребят к видению этой перспективы. Конечно, делать все это нужно не прямо, а исподволь, в тактичной форме, неформальных беседах. Деление на группы может происходить не только по силе мотивации, но и по другим критериям: например, типу нервной деятельности (насколько быстро ученики включаются в работу).

Детей, очень сбивает проблема множественности требований, когда один учитель не требует, чтобы дневник лежал на столе, а другой требует. Один говорит: пишите, три клеточки отступив, справа, а другой – пишите, как хотите, можете вообще без полей. Избежать этих проблем помогут единые педагогические требования, которые вырабатываются учителями совместно.

В период адаптации не надо требовать по максимуму, но и не надо позволять совершенно расслабиться. Иначе получается – один, плохой, учитель слишком много задает и спрашивает, а другой, хороший, не напрягает. Чтобы такого разделения не произошло, следует придерживаться единых требований.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования. Начать можно с выработки критериев того, насколько полно и хорошо выполнены домашние задания. В этом может помочь памятка для школьников. Она может быть создана самим школьником с помощью родителей или учителя.            

Желательно, чтобы первоначально родители помогли детям готовиться к урокам, пользуясь этой памяткой.

 «Правила техники оценочной безопасности».

1.  Двойка, а для кого-то и тройка — достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получить спокойную помощь.

3. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.
            4. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать — безлично.

5. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.

6. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

7. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.