Рекомендации учителям

Алгоритм действий в случаях обнаружения признаков суицидального поведения несовершеннолетнего
Действия педагогов при выявлении особенностей психоэмоционального состояния несовершеннолетнего
1. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни -
это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать
как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве.
В данной ситуации необходимо:
1.1. Проявить выдержку, спокойствие, предложить подростку помощь,
не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска. Установить доверительный контакт с ребенком, проявить участие к состоянию ре¬бенка, оказать эмоциональную поддержку. При необходимости пригласить школьного психолога для коллегиальной оценки степени риска.
В случае если ребенок не идет на контакт, можно предложить ему позвонить на экстренную линию Детского телефона доверия 8-800-2000-122. Линия работает круглосуточно.
1.2. Проинформировать руководителя учреждения о создавшейся ситуации.
1.3. Организовать в образовательной организации необходимую психологическую помощь несовершеннолетнему и его родителям или иным за¬конным представителям с целью снятия остроты психоэмоционального состо¬яния ребенка.
1.4. В случае необходимости проконсультироваться у специалистов служб практической психологии и (или) врачей - психиатров (по телефону – список прилагается).
1.5. Проинформировать родителей (законных представителей) о состоянии ребенка. Содействовать обращению подростка к специалистам (психо¬логу, врачу-психиатру). Предоставить родителям или иным законным пред¬ставителям информацию о возможности получения дополнительной помощи в организациях и службах, осуществляющих специализированную работу с несовершеннолетними (список прилагается).
1.6. Оказать помощь родителям или иным законным представителям
в поисках и исключении источников провоцирования суицидального поведения.
2. Если подросток проявляет особенности психоэмоционального состояния и открыто не высказывает намерение уйти из жизни:
2.1. Необходимо установить эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»; «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у тебя проблемы, как их можно раз¬решить». Проявить участие к состоянию ребенка, оказать эмоциональную под¬держку.
В случае если ребенок (подросток) не идет на контакт с родителями, можно предложить ему позвонить на экстренную линию Детского телефона доверия 8-800-2000-122. Линия работает круглосуточно.
2.2. Проинформировать руководителя учреждения о создавшейся ситуации.
2.3. Организовать в образовательной организации необходимую психологическую помощь несовершеннолетнему и его родителям или иным за-конным представителям с целью снятия остроты психоэмоционального состо-яния ребенка.
2.4. Проинформировать родителей (законных представителей) о состоянии ребенка. Предоставить родителям или иным законным представителям информацию о возможности получения дополнительной помощи в организа¬циях и службах, осуществляющих специализированную работу с несовершен¬нолетними. Содействовать обращению подростка к специалистам (педагогу - психологу, врачу - психиатру).
2.5. Обеспечить более тщательное наблюдение за любыми изменениями в поведении подростка в школе. Тесно контактировать с родителями. В случае отрицательной динамики состояния ребенка содействовать обращению подростка к специалистам, осуществляющим специализированную работу с несовершеннолетними (список прилагается).

Контактные данные государственных и муниципальных служб практической психологии
Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области «Областной центр «ПОМОЩЬ», г. Тула, ул. Буденного, д. 50а, тел. 8(4872)31-22-53,31-28-69.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Алексин, улица 50 лет ВЛКСМ, д. 10, тел. 8(48753)6-74-77, 6-75-23.
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» - Консультативно-методическая психолого-педагогическая служба», Тульская обл., г. Ефремов, ул. Свердлова, д. 45, тел. 8(48741)6-13-36.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр», г. Новомосковск, Первомайская, д. 21. тел. 8(48762) 2-44-40.
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Плавский район «Доверие», г. Плавск, ул. Ленина, д. 4, тел. 8(48752)6-55-25.
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической и социальной помощи» муниципального образования Киреевский район, г. Киреевск, ул. Октябрьская, д. 56 тел. 8(48754)6-34-67.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и ме¬дико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования», г. Узло¬вая, ул. Смоленского, д. 9-а, тел. 8(48731)5-19-04.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», г. Тула, ул. Галкина, д. 17, тел. 8(4872)47-31-01.
Муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района», г. Щекино, ул. Шахтерская, д. 21, тел. 8(48751)5-24-40.
В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего с целью выявления нуждаемости в психиатрической помощи проводится по его просьбе или с его согласия, в отношении несовершеннолетнего в воз¬расте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей.
По вопросам обследования жителям Тульской области можно обратиться к врачам-психиатрам:
Козлову Александру Александровичу - ГУЗ «Областной психоневрологический диспансер» (г. Тула, ул. Осташева, д. 18). Запись по телефону: 8(4872)42-59-30;
Пагаевой Зое Эдуардовне - диспансерное отделение ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница № 1 им. Н.П. Каменева (г. Тула, ул. Демидовская, д. 50. Телефон регистратуры: 8(4872)34-41-79, (для подростков от 15 до 18 лет);
Полыпакову Виктору Владимировичу - ГУЗ «Тульская детская областная клиническая больница». Запись по телефону: 8(4872)48-00-20;
Осмоловской Надежде Евгеньевне - ГУЗ ТО «Центр детской психонев¬рологии», г. Тула, ул. Бундурина, д. 43. Телефон регистратуры: 8(4872)36-76-43.
В городе Туле обследование детей осуществляют врачи-психиатры:
Большакова Ольга Михайловна - Центральный, Советский, Привокзальный районы. Прием организован в детской поликлинике ГУЗ «Детская инфек¬ционная больница № 4 г. Тулы» (г. Тула, ул. Оборонная, д. 21).
Тимакина Екатерина Игоревна - Зареченский, Пролетарский районы. Прием организован в детской поликлинике ГУЗ «Детская инфекционная больница № 2 г. Тулы» (г. Тула, ул. Марата, д. 47).
Детские врачи-психиатры ведут прием в:
городе Алексине по адресу: г. Алексин, ул. Строителей, д. 3, тел. 8(48753) 34-24-53;
городе Новомосковске по адресу: г. Новомосковск, ул. Садовского/Московская, д.29/31, тел.8(48762) 26-17-86):
Узловском районе по адресу: п. Каменецкий, ул. Каменецкая, д. 10а, тел. 8(48731)7-82-31.
 

Что нужно знать учителю,

чтобы  преодолеть трудности адаптации пятиклассников

Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа.

Первый – время эйфории. Ребята попадают в новое учебное заведение. Все испытывают прилив новых сил. Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта. И даже если у кого-то что-то не задается, многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимает новые задачи и требования, предъявляемые школой.

Период эйфории длится первые две-три недели. А дальше позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. Накатывает рутина повседневности,  запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Поэтому предпочтительнее  в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки.

Второй этап растягивается тоже на две-три недели. А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель уже представляет, какой у него класс. Прошли первые собрания, установились некоторые контакты с родителями. Обычно адаптационный период завершается где-то к концу октября - ноября. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо помнить, что все это является признаками общей школьной дезадаптации.

Успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Безусловно, это сделать непросто. Задача облегчается, если учитель выделит среди учеников нового класса отдельные группы. Например, по типу мотивации: ребята с высокой, средней и низкой мотивацией.
Правда, высокая мотивация тоже бывает разной: познавательная и социальная. Кому-то интересно учиться, а кому-то получать отличные оценки. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность. Таким ученикам надо, прежде всего, помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен.  Другая ситуация, когда ребенку все дается легко. Часто такие дети нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим. Середнячкам новые условия дают возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования и совершить прорыв и показать себя с лучшей стороны. Задача педагога: подвести ребят к видению этой перспективы. Конечно, делать все это нужно не прямо, а исподволь, в тактичной форме, неформальных беседах. Деление на группы может происходить не только по силе мотивации, но и по другим критериям: например, типу нервной деятельности (насколько быстро ученики включаются в работу).

Детей, очень сбивает проблема множественности требований, когда один учитель не требует, чтобы дневник лежал на столе, а другой требует. Один говорит: пишите, три клеточки отступив, справа, а другой – пишите, как хотите, можете вообще без полей. Избежать этих проблем помогут единые педагогические требования, которые вырабатываются учителями совместно.

В период адаптации не надо требовать по максимуму, но и не надо позволять совершенно расслабиться. Иначе получается – один, плохой, учитель слишком много задает и спрашивает, а другой, хороший, не напрягает. Чтобы такого разделения не произошло, следует придерживаться единых требований.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования. Начать можно с выработки критериев того, насколько полно и хорошо выполнены домашние задания. В этом может помочь памятка для школьников. Она может быть создана самим школьником с помощью родителей или учителя.            

Желательно, чтобы первоначально родители помогли детям готовиться к урокам, пользуясь этой памяткой.

 «Правила техники оценочной безопасности».

1.  Двойка, а для кого-то и тройка — достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получить спокойную помощь.

3. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.
            4. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать — безлично.

5. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.

6. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

7. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.