Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Лицей»

«И в просвещении стать с веком наравне…»

                                                       А.С. Пушкин

Эти слова гениального поэта стали девизом педагогов и учащихся первого в городе Новомосковске инновационного образовательного учреждения - лицея.

Так все начиналось.

Приказ № 524

по Тульскому областному управлению народного образования. Тула                                                                   от 4 июля 1990 г.

Об открытии лицея на базе УПК г. Новомосковска

                       На основании письма Министерства народного образования РСФСР № 433/8 от 27.06.1990 г.

                                                               П Р И К А З Ы В А Ю

1. Открыть лицей на базе УПК г. Новомосковска. При открытии лицея руководствоваться Положением о лицее и штатным расписанием № 296/1-13 от 26.06.90 г.

Начальник управления                                                                         В. М. ПЕТРОВИЧЕВ

народного образования

Уже с первых дней существования лицея были определены его основные задачи, принципы существования, цели и идеалы.

Главной задачей лицея является обучение, воспитание и подготовка к самостоятельной деятельности человека нового этапа развития России; общей целью – восстановление и формирование интеллектуального и нравственного потенциала России путем предоставления наиболее способным и одаренным учащимся оптимальных возможностей для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих способностей; важнейшими принципами – гуманизация процесса обучения и гуманитаризация содержания образования.

 

Ведущими педагогическими идеями, положенными в основу работы педагогического коллектива, являются:

­        развитие творческих способностей лицеистов, формирование

творческой личности, уважение к таланту;

­        взаимное доверие и уважение педагогов и лицеистов.

Идеалом Новомосковского лицея стал Царскосельский лицей, знаменательной датой в жизни лицея является 19 октября – «Лицея день заветный». В этот день происходит посвящение в лицеисты  вновь  принятых восьмиклассников и встреча с выпускниками.

 

 

Они стояли у истоков создания Лицея

Евгений Ильич Соколов

В 1990 году, в очень сложное для России время, когда рушились устои советского государства и страна вступила на путь построения демократического общества, когда отвергались старые идеалы, на которых воспитывались многие поколения, а на  смену им приходили только лозунги, он не устрашился трудности нового дела, возглавив работу по созданию в нашем городе инновационных учебных заведений.

Именно он дал  жизнь Лицею как уникальному учебному заведению, главной целью которого было восстановление и формирование интеллектуального и нравственного потенциала России.

К созданию Лицея он отнесся не как чиновник городского масштаба, выполняющий волю и  указания «вышестоящих» властей, а как человек государственный, увидевший, что за такими учебными заведениями будущее.

Романтик, он хотел, чтобы в Лицее работали романтики от педагогики, пригласив для работы в этом учебном заведении педагогов-энтузиастов, педагогов-исследователей, ученых. Внутренне свободный, он дал полную свободу руководителям и учителям Лицея в их новаторской деятельности.

Он хотел, чтобы Лицей  Новомосковска  воплощал все лучшее, чем был знаменит и славен Царскосельский лицей.

Он следил за становлением и развитием этого учебного заведения, реально помогал молодому Лицею в разработке его концепции, в составлении учебного плана, в оснащении учебных кабинетов (именно он помог Лицею создать и оборудовать первый компьютерный класс).

Он еще успел вместе с педагогическим коллективом отметить 10-летие Лицея, который по праву считает Евгения Ильича своим Отцом, Учителем, Наставником.

Борис Александрович Марков

Увлеченный идеей создания учебного заведения нового типа, кандидат химических наук, доцент, декан подготовительного факультета НФ РХТУ им. Д.И. Менделеева, он оставляет работу в институте и  становится  первым директором Лицея. В качестве ведущих педагогических идей он выдвинул культ творчества,  уважение к таланту, человеческой личности, взаимное уважение педагогов и лицеистов.          Под его руководством в Лицее сложилась особая воспитательная система, предполагающая единство учебной, внеклассной образовательной и внеурочной деятельности.

 

По итогам I  Всероссийского конкурса воспитательных систем Лицей был отмечен Дипломом I степени (2001г.).

Одной из главных забот Маркова Б.А. как директора Лицея были педагогические кадры. К 10-летию Лицея в нем работало 25 учителей высшей категории, 2 заслуженных учителя РФ, 5 кандидатов наук, 5 Соросовских учителей, 3 победителя российско-американского конкурса учителей английского языка, 10 отличников просвещения.

Галина Анатольевна Губанова

К моменту  создания Лицея за ее плечами был огромный и разнообразный опыт работы в качестве учителя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора школы, зав. кафедрой русского языка НФ РХТУ.  Девизом жизни  и педагогической деятельности Губановой Г.А., кандидата филологических наук, заслуженного учителя РФ, стали слова М. Горького: «Смысл жизни вижу в творчестве». Ее привело в Лицей осознание того, что в настоящее  время способность к творчеству так же важна, как интеллектуальные и специальные знания. Под руководством    Г.А. Губановой, заместителя директора по научно-методической работе, была создана система по развитию творческих способностей учащихся, формированию у них черт творческой личности. Она руководит научно-методической деятельностью кафедр, цель которой - непрерывное  развитие научного и исследовательского творчества преподавателей. Она организатор учебно-исследовательской  деятельности лицеистов. Учащиеся лицея ежегодно участвуют в различных творческих конкурсах, за высокое качество работ они удостоены звания лауреатов на Всероссийских конференциях «Шаг в будущее» (Москва), «Юность. Наука. Культура» (Обнинск), «Открытие» (Ярославль),  научно-практических конференциях по химии (Санкт-Петербург) и др.

Ежегодно в Лицее проводится конкурс «Эврика», вечер «Наше творчество», которые являются мощным стимулятором самореализации лицеистов, активизации их интеллектуальных, художественных творческих способностей.

Усилия Г.А. Губановой направлены на то, чтобы через  творчество, творческую деятельность привить детям  интерес к Большой Культуре, которая является вторым «материнским чревом» для формирования человеческой  Личности.

Сергей Евгеньевич Соколов

Учитель, зам. директора по воспитательной работе, директор школы - таков путь Сергея Евгеньевича в народном образовании до того, как он пришел в Лицей. Казалось бы, вполне благополучная, состоявшаяся карьера - можно остановиться на достигнутой высоте. Но просьба отца - Е.И. Соколова,  понимание важности и значимости задач, которые ему придется решать вместе с коллегами-единомышленниками, заставили Сергея Евгеньевича принять серьезное решение: он становится заместителем директора по учебно-воспитательной работе в новом учебном заведении. Становится завучем. Вместе с другими руководителями  Лицея он разрабатывает его концепцию, учебный план, образовательную программу, направляя усилия на то, чтобы сделать работу учителя продуктивной и приносящей радость, чтобы создать оптимальные условия для успешной деятельности учителей и учеников. Уже будучи заместителем  директора, он стал одним из организато    ров международного обмена школьниками (Новомосковский лицей - West High School, Анкоридж, США).

Став в 2001г.  директором лицея, он  продолжил эту интересную и нужную работу, сам активно и успешно участвует в международных программах.

Как директор Лицея С.Е. Соколов делает все для того, чтобы продолжить традиции, сложившиеся в учебном заведении, сохранить в лицее дух творчества, атмосферу высокой культуры и внутренней свободы. Он ищет новые формы совершенствования учебно-воспитательного процесса, стремясь включить Лицей в контекст международного школьного образования. Много сил прилагает к укреплению учебно-материальной базы Лицея.

И сейчас Лицей остается таким же востребованным учебным заведением, как и в прежние годы.

В 2006 году лицей получил Грант Президента.

В 2007 году С.Е.Соколов стал Заслуженным учителем РФ.

Создан был  с любовью. Кропотливо,

Шаг за шагом шли, трудясь и веря.

По плечу лицею всё и всё по силам.

Ведь прекрасный возраст у лицея!

 

  

Герб МОУ «Лицей» города Новомосковска.

Герб лицея – плод усилий всего коллектива лицея. В течение    2003-2004 учебного года комиссия работала над проектами   герба, которые  представлялись как коллективами классов, так и отдельными

лицеистами. В результате долгих споров был одобрен проект герба, который был принят по итогам лицейского голосования.

Поскольку главной целью лицея является воспитание истинно интеллигентного человека, то в центре Герба помещен факел – символ постоянного горения, энергии, творчества. Он является ядром «Храма наук», олицетворяющего собой единение учителей и учеников в стремлении к главной цели.

            Четыре ступени – четыре параллели: восьмые (нижняя), девятые, десятые и одиннадцатые классы.

Античные колонны и портик – универсальные символы торжества культуры, искусств. Они же олицетворяют связь эпох, преемственность поколений, а также гуманитарную сферу деятельности лицея.

Воображаемое ядро окружено орбитами с вращающимися на них электронами, что символизирует естественно – математическое направление   в деятельности лицея, а также неразрывную связь этих двух составляющих.

Кроме того, орбиты – это различные сферы приложения интересов, проявления творческих способностей лицеистов; это, наконец, символ нашей эпохи.

Белое здание храма – символ чистоты помыслов, святости традиций, мудрости. Красный фон – отсвет факела, символ силы знаний и красоты.

Три холма, на которых стоит «Храм наук», – это символ исторической родины лицея – Новомосковска, в гербе которого присутствует этот элемент.

Зеленый цвет – символ торжества жизни, изобилия.

Два конца ленты, сходящиеся вверху у магистерской шапки, символизируют два направления обучения, стремящиеся к одной цели.

Магистерская шапка и перо – средневековые символы учености, мудрости, неустанных трудов на интеллектуальном поприще. 

 

Как  молоды  мы были!

 

 

 

Первые  учителя  лицея.